Удивительные научные и психологические эффекты. Часть 1

Эта первая часть статьи направлена на то, чтобы объяснить читателю, насколько на нас повлияла эволюция, легко ли человеку выступать перед публикой, когда на него смотрят и почему некоторые мыши убивают своих еще не рожденных детей.

 

В мировой практике психологических наук известен феномен как эффект Олли. Это биологическое явление, основанное на показаниях прироста популяции в отношении ее численности, прирост падает, если число популяции снижается. Иначе говоря, каждая самка могла приносить больше потомства, если бы численность популяции была более высокая. Данный эффект получил такое название в честь американского ученого зоолога Уолтера Олли, который в свое время изменил представление об увеличении популяции.

В то время считалось, что популяция процветает только в том случае, если количество особей меньше, поскольку каждая из них может воспользоваться большим количеством ресурсов. Согласно производимым исследованиям можно было сделать вывод, что популяция растет медленнее, если число особей более высокое. Но позже Олли выяснил, что когда численность снижается, то это же явление происходит с числом возможных пар и как результат прирост все равно происходит медленнее.

Поэтому принято считать, что чем больше особей в популяции, тем быстрее она растет.


Эффект аудитории основан на влиянии, которое она оказывает на человека или группу людей, выступающих перед ними. Данный эффект был разработан в 30-х годах прошлого столетия. Он основан на двух противоположных явлениях сводящихся к тому, что результаты большинства выступающих с научными диссертациями оказываются значительно выше, если на них смотрит аудитория, хотя у некоторых внимание публики вызывает неловкость, что сказывается на плохом результате выступления.

Спустя три десятилетия социальному психологу Роберту Зайонцу удалось найти связь между эффектом аудитории с теорией вытеснения. Ученому удалось доказать, что влияние публики может быть позитивным или негативным, все зависит от той задачи, которая стоит перед выступающим. К примеру, если выступающий верит в победу, то публика подсознательно будет продвигать его к победе. Если чувствует неуверенность в собственных силах, то аудитория снизит его самооценку еще ниже.


Эффект Пигмалиона также имеет связь с аудиторией и теорией вытеснения, но он вобрал в себя положительные ожидания выступающего и лучший результат. Данный эффект получил свое название в честь пьесы Б.Шоу.

Хотя надо признать, что наряду с этим существует также противоположный эффект, суть этого явления заключается в низких ожиданиях выступления и как результат к плохому выступлению, его называют эффектом Голема.

Но вернемся к эффекту Пигмалиона и скажем о том, что он был тщательно изучен в мире легкой атлетики, образования и бизнеса. Особенно ярко в бизнесе он был выражен среди менеджеров, которым важно получить высокую оценку среди сотрудников. То же самое относится и к студентам, было выявлено, что те студенты, которые были уверены в своей победе и ожидали большого резонанса от своего выступления – были на высоте.


Эффект Брюса заключается в том, что некоторые беременные грызуны, учуяв запах незнакомого самца зачастую прерывают собственную беременность. Впервые этим вопросом занялся английский зоолог Хильда Брюс. Она провела исследования среди мышей, полевок, обезьян и львов.

Но данные исследования основывались исключительно на животных, находящихся в неволе, а вот изучением поведения представителей дикой природы впервые занялась Эйла Робертс. Ее интересовал вопрос, почему мать убивает свое чадо?

На протяжении пяти лет Робертс изучала поведение гелад, это позволило ей собрать данные о 110 самок из разных групп. Проведя анализы фекалий на гормоны, она убедилась, что они точно беременны и выявила, что в тех группах, где самец смог утвердить свое господство большинство самок прервали свою беременность. Там же, где доминантных самцов не находилось рождаемость была значительно выше.

По мнению зоолога, причина состоит исключительно в наличии доминантных самцов, которые нацелены на убийство маленьких гелад, поскольку если это произойдет, то гелады смогут совокупляться значительно быстрее, нежели если им придется рожать и воспитывать детей. Самцы гелады не виноваты в своем нетерпении и поэтому самках проще убить своих, еще не рожденных детей чем, если после рождения их убьет самец. Так они экономят время и силы.

Эффект Ляйденфроста довольно интересен, а состоит он в физическом явлении, которое можно наблюдать при попадании жидкости меньшей температуры, чем температура кипения жидкости. При таких условиях жидкость продуцирует защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и не позволяет быстро испаряться. Ярким примером может стать ситуация, когда мы на горячую сковороду брызгаем водой и наблюдаем за крутящимися каплями. В данной ситуации в конечном итоге вода все же выкипит и испарится, но значительно медленнее чем, если бы сковорода имела температуру большую точки кипения.

Данный эффект позволяет воде левитировать над горячей поверхностью, по такому же принципу можно окунать влажный палец в жидкий азот и не бояться последствий. Однако такие эксперименты лучше отложить и не экспериментировать попусту.