Рейтинг выставок и музеев мира

Недавно ресурс The Art Newspaper опубликовал рейтинг самых популярных выставок и музеев мира, опираясь на статистику посещаемости за прошедший год. Это не первое исследование – рейтинги публикуются ежегодно, начиная с 1996 года. И если в 1996 году достаточно было 3 000 посетителей в день, чтобы войти в ТОП-10, то в этом году минимальное количество посетителей возросло до 7 000 в день.
Согласно опубликованному рейтингу, в число лидеров вошла выставка «Александр Маккуин: Дикая красота», которая представлена в Нью-Йоркском музее «Метрополитен». Выставка посвящена великолепному дизайнеру Александру Маккуину, ушедшему от нас в 2010 году. Среди выставок она занимает 4-е место. В среднем, ее ежедневно посещает около 8 000 человек в день, а всего – 660 000 зрителей.
Высокая посещаемость выставки улучшило показатели и самого музея «Метрополитен» – в 2011 году его посетило более 6 миллионов человек (на несколько сотен тысяч больше, чем в предыдущем году), и это личный рекорд музея с 1996 года.
По словам экспертов The Art Newspaper на музейные выставки приходит намного больше людей – если в 1996 году 10 наиболее популярных выставок посетило 4 миллиона человек, то в 2011 году – почти 6 миллионов.


Но вернемся к рейтингу. Его первое место принадлежит не японской, американской, или европейской выставке, как этого можно было бы ожидать. Первую строчку рейтинга заняла выставка в Культурном центре Банка Бразилии (Centro Cultural Banco do Brasil’s — CCBB). Центр находится в Рио-де-Жанейро. Когда-то здание культурного центра, расположенного в самом центре столице, принадлежало банку. За прошедший год центр организовал три выставки, и все они вошли в десятку самых популярных. Самой посещаемой стала выставка «Волшебный мир Эшера» – за день ее посетило 9 700 людей.
Несколько других, популярных выставок тоже проводились в Бразилии. Так, миллиардером Бернардо Пасом был организован Парк современного искусства Inhotim, расположенные на юго-востоке Бразилии. За год парк посетило 770 тысяч человек.
Продолжим тему Бразилии и современного искусства. Уже упомянутый нами Культурный центр Банка Бразилии провел выставку Лори Анерсон – известного мастера в области перфоменсов. В среднем, эту выставку ежедневно посещало 6 930 человек, и она заняла 9-е место в рейтинге.
А 7-е место заняла экспозиция японской художницы Марико Мори, которая живет в Нью-Йорке. Ежедневно экспозицией любовалось около 6 990 человек.

В списке The Art Newspaper есть и дебютанты. Так, в 2011 году это – Национальный фольклорный музей Кореи в Сеуле. За год здесь организовали 4 выставки, который в общей сложности собирали по 9 000 в день. Секрет популярности прост: музей расположен на территории дворца Кёнбоккун, а этот дворец ежегодно посещает около 2 миллионов человек. То есть, сами выставки, которые организовывает Корейский Фольклорный музей, не вошли в основной рейтинг музейных проектов, но заняли места с 4-го по 9-е в отдельной категории – категории «Большого билета». В данную категорию относят выставки, чье посещение сопряжено с посещением музейного комплекса большого размера. К примеру, на первом месте в категории «Большого билета» находится выставка Бернара Вене в Версале, но ведь нельзя четко сказать. Сколько человек из 4 миллионов посетило дворец, а сколько заинтересовалось выставкой современного искусства, проводимой на его территории.
Так же, самой посещаемой выставкой в данной категории стала осенняя выставка артефактов из сокровищницы храма Тодайдзи, которая проводилась в Национальном музее Нара (Япония). Выставка не вошла в общий рейтинг по той причине, что большую часть посетителей ( а всего их было 239 600 человек за 17 дней) составляли поклонники религиозного культа, объекты которого и были выставлены.
Если говорить о Японии, то для этой страны 2011 год был неудачным во всех отношениях, в том числе, и в отношении культуры. Тягу японцев к прекрасному уменьшили природные катаклизмы. Так, многие мартовские выставки недополучили посетителей из-за масштабного землетрясения. Национальный художественный центр, расположенный в Токио, урезал рабочие часы, поэтому выставка шедевров импрессионизма и постимпрессионизма, предоставленную Вашингтонской Национальной галереей искусств, посещало 5 000 в день. Это действительно мало, ведь в 2010 году выставка импрессионистов и постимпрессионистов из музея Орсэ, которая проводилась в том же музее, посещало не менее 10 000 человек в день.

Если говорить о самых популярных музейных проектах, то в списке преобладают выставки старых мастеров, импрессионистов и модернистов. Однако, современное искусство не менее популярно. Так, выставку Клода Моне, которая проводилась в 2011 году в Гран-Пале (Париж), посетило 913 тысяч человек, или 7 600 человек в день. Эта выставка заняла 5-е место в рейтинге выставок. В то же время, новая инсталляция Аниша Капура «Левиафан», которая представлялась в том же Гран-Пале, собрала практически столько же зрителей – 6 960 человек в день, и эта инсталляция заняла 8-е место в рейтинге. Популярность современного искусства подтверждает и тот факт, что в 1997 году самой посещаемой выставкой была ретроспектива Джаспера Джонса, которая представлялась в МоМА, однако, ее посещало всего 2 700 человек в день.
Возможно, популярность современного искусства была бы выше, если бы оно было бесплатным. Но к сожалению большинство людей не знают куда сейчас вкладывать деньги. Об этом можно прочесть по ссылке. К сожалению бесплатным от этого искусство и выставки не станут. Так, можно сравнить показатели вышеупомянутых инсталляций и показатели инсталляции Ай Вэйвэя «Семена подсолнечника», которая представлялась в Турбинном зале Тейт. На нее пришло посмотреть около 1,2 миллиона посетителей. За просмотр не брали плату.

Раз уж мы снова вернулись к США, продолжим тему. Кризис 2008 года ударил не только по биржам и промышленности – он ударил и по культуре. Многие музеи начали искать пути для привлечения посетителей. Такие музей, как Метрополитен и МоМА устраивают самые популярные выставки – Пикассо в Метрополитене (2010 год) и абстрактных экспрессионистов в МоМА (2011 год). При этом музеи выставили экспонаты из своих богатейших коллекций. За последний год выставка в МоМА стала самой популярной, ее посетило более 1,2 миллиона человек.
Но если крупные музеи выставляют свои коллекции, то музеи помельче должны рисковать. Так, Художественный музей Сиэтла рискнул, и вложил свои средства во временную выставку работ Пикассо, полотна для которой арендовались у Парижского Национального музея Пикассо. Нужно сказать, что риск полностью оправдался, так как выставка оказалась более чем успешной – за день ее посещало 5 500 человек, а всего здесь побывало 406 000 человек. Музей не только вернул средства, потраченные на аренду полотен, но и получил хорошую прибыль. А еще этот музей стал самым посещаемым музеем в Америке, после таких титанов, как Метрополитен и МоМА.

И на последнем месте в десятке самых популярных выставок 2011 года стоит выставка, прошедшая в феврале – мае, в Государственном Эрмитаже. Это была выставка шедевров из собрания Прадо. Выставку посетило 530 000 человек (в день 6 649 человек). В основном рейтинге есть еще одна выставка, прошедшая в Эрмитаже, правда, в десятку она уже не попадает – выставка фотографа Анни Лейбовиц заняла 12-е место (всего посетило 440 000 человек, в день – 5 757 человек).
Что же касается посещаемости музеев в целом, то здесь рейтинг не претерпел особых изменений. Как и в прошедшем году, на первом месте находится Лувр – за этот год его посетило на 400 000 человек больше, и его посещаемость достигла 8,9 миллионов человек за год.
На втором месте находится музей Метрополитен, который, благодаря выставке Маккуина, посетило чуть более 6-ти миллионов человек.
На третьем месте находится Британский музей с посещаемостью 5,8 миллионов человек.
Четвертое место досталось Национальной Галерее в Лондоне (5,3 миллиона человек).
Пятое место занял музей Тейт Модерн, который посетило 4, 8 миллиона человек.
Шестую строчку рейтинга занял МоМА, который снизил свой показатель до 2,8 миллионов человек (в 2010 году было 3,1 миллиона).
Седьмое место – Тайваньский Музей Императорского Дворца. Его посещаемость достигла 3, 8 миллиона человек.
Восьмое место занял Парижский Центр Помпиду, который увеличил посещаемость с 3,1 до 3, 6 миллионов человек.
Мадридский музей Прадо также увеличил свою посещаемость на 200 000 человек (всего 2, 9 миллиона), поэтому и занял 11 место в рейтинге. Повышение посещаемости можно объяснить и переход на 7-дневную рабочую неделю, и двумя крайне удачными выставками Рубенса и Ренуара.
12-ю строчку рейтинга занимает Эрмитаж. Его посещаемость достигла 2,88 миллиона человек.
Что же касается других, не менее известных российских музеев, то Музеи Московского Кремля занимают 21 место (посещаемость 1,7 миллиона), а Государственная Третьяковская галерея занимает 34-е место, с посещаемостью 1, 34 миллиона человек.

Друзья, теперь вы можете читать и комментировать мои записи и на Я.ру — rufanday!